METAXIS | Открытие фестиваля

1 февраля на базе Дома Молодежи «Квадрат» открылся фестиваль медиаискусства METAXIS, который рассматривает медиаискусство в культуре метамодернизма — нового культурно-философского представления о современном обществе, тесно связанного с цифровыми видами искусств и их развитием.

Открытие прошло в формате MEDIA HAPPENING – мультимедийной площадки, на территории которой существуют и коллаборируют художники, музыканты, их произведения, а также сами зрители, которые в процессе взаимодействия с инсталляциями изменяют их и становятся соавторами.

Нам удалось пообщаться с куратором выставки, основателем медиалаборатории OPUS 111, создателем жанра MEDIA HAPPENING, Анастасией Скабёлкиной, и задать пару вопросов:

— Что такое MEDIA HAPPENING?

— Это событие особого формата, целостное медиапроизведение, состоящее из нескольких инсталляций (на открытии фестиваля metaxis было показано 14); наилучшим способом раскрывает направление интерактивного медиаискусства, которое подразумевает взаимодействие медиахудожников и зрителей.
Мной был разработан именно такой формат, так как он напоминает и демонстрирует характерную черту многих медиаинсталляций — темпоральность, приводя нас к задаче осмысления изменчивости медиаискусства, его материальной нестабильности и способах сохранения медиапроектов в цифровом коллективном сознательном и бессознательном.

— Что такое METAXIS?

— Термин metaxis был введён Платоном и описывает колебание (и одновременность их принятия) между различными абсолютно противоположными истинами и явлениями. Термин metaxis очень близок к медиаискусству, так как этот вид искусства создаётся на основе материального и нематериального (технологии в данном случае являются материальными, а свет уже сложно отнести к сфере материального, так как свет имеет волновую природу). А-топический метаксис означает пределы, в которых мы все одновременно пребываем и не пребываем, как и медиаискусство.

— Почему именно метамодернизм?

— Современное медиаискусство зачастую содержит в себе характерные черты метамодернизма, отображая текущее состояние культуры и своеобразную философскую позицию.

На мой взгляд метамодернизм — это настоящее современного поколения и о нём важно говорить; мы естественно представляем собой симбиоз противоположных идей, баланс хаоса потоков информации, я лично ощущаю всё это уже достаточно давно.

— Как ты видишь развитие медиаискусства в ближайшее время в мире/России/СПб? Как хочешь на него повлиять?

— Сегодня медиаискусство активно развивается, особенно в Европе, Китае, Америке… В России развитие медиаискусства происходит гораздо медленнее, это обусловлено отсутствием поддержки от крупных институций, неготовностью заказчиков платить за работу медиахудожников и другими проблемами. Поэтому я считаю свою работу (преподавательскую и кураторскую деятельность на базе государственного учреждения — в молодёжном центре «Квадрат») очень важной, так как есть возможность бесплатно и качественно научить созданию медиапроизведений различной направленности, способствовать развитию критического мышления и осуществить поддержку роста обученных медиахудожников привлекая их к участию в различных выставках.

Таким образом благодаря моей работе я уже влияю на современное Российское медиаискусство.
Я продолжаю стремиться к его более активному развитию, как со стороны обучения медиахудожников, создания новых работ, способствованию развитию понимания медиапроизведений у аудитории и т.д. Планов у меня много, надеюсь в ближайшее время вы увидите их реализованными.

Выставка была разделена на 3 основных площадки, иллюстрирующих взаимодействие человека и технологий в разных сферах общества. Мы подготовили обзор всех проектов, представленных в рамках открытия METAXIS.

ЗАЛ DATA NATURE

Проект New Nature

Авторы проекта Мария Мощенская и Артём Затейников переосмысляет привычную окружающую среду, представляя новое пространство, в котором соединяются природа и технологии, размываются границы восприятия.

Это аудиовизуальный проект, в котором смешиваются искусственные и естественные звуки, состоит из искажающегося видеоряда-исследования медиахудожника, записанного заранее, и деформирующейся генеративной графики.

Augmented Nature

В своей работе «Augmented nature» Александр Васильев исследует сторону мирного сосуществования современных технологий и природы, где размываются границы, а визуальное представление этого слияния гармонично вписывается в окружающее нас информационное поле.

В обыденном сознании природа и технологии – разведены по разные полюса, а их взаимодействие кажется возможным лишь как столкновение. Данная медиаинсталляция, которая проецирует мэппинг на живые цветы, постулирует возможность гармоничного взаимодействия искусственного и естественного путем наложения одного на другое, что буквально являет гегелевскую формулу «тезис – антитезис – синтез».

Metaxis Trap

Воздействуя плавными гармоничными метаморфозами, сменяющимися яркими эксцентричными всплесками, проект Елены Постниковой на чувственном уровне говорит со зрителем о состоянии метаксиса, колеблющемся, но не промежуточном, между двумя контрастными состояниями.

Mind Under Pressure

Проект Анастасии Григорьевой «Mind under pressure» состоит из трех цифровых панно, концепция которых поднимает вопрос о природе искусства, на который зрителю предстоит ответить самостоятельно. Благодаря современным технологиям подход к созданию живописного произведения кардинально меняется и перед нами возникают вопросы определения границ произведения искусства – что достойно называться таковым, а что нет. Смотря на панно, мы можем свободно выбирать сторону за или против, доверяя чувствам.

ЗАЛ DATA EGO

Проект Eon Mind

Проект «Eon Mind» Максима Зюзина и Кирилла Крючкова открывает цикл работ, направленных на осмысление возможных изменений в жизни человечества. Увеличивающиеся объемы данных, искусственный интеллект, нейронные сети, deep learning, моделирование нервных систем и всё большая виртуализация личностей. С оцифровкой сознания наступит независимость от биологического тела, трансформация из биологического вида. Возможность быть одновременно везде и знать всё. Но будут это люди в нашем понимании или их проекции, живущие собственной, иной жизнью?

Digital Mirror

Работа Григория Пуртова «Цифровое зеркало» визуализирует взаимодействие компьютерного кода и человека с помощью генеративной графики. В отражении зритель может наблюдать то, каким образом технология пытается изобразить его, при этом не копируя, а интерпретируя.  

Constacy of Variability

«Constancy of variability» Александр Гущина и Анастасии Скабёлкиной затрагивает вопросы замены реальных материальных предметов труда (в данном случае художественных) на цифровые копии.

Цифровые абстракции, которые появились в результате сканирования лекал-инструментов (для создания реалистичных работ аэрозолем), в реальном времени могут быть изменены силуэтами зрителей. Каждый новый человек в поле зрения камеры кинекта создаёт новый элемент картины, меняя собой общий красочный поток и принимая участие в создании итогового цифрового панно.

ЗАЛ METADATA

Зал «METADATA» в своем названии содержит приставку «-meta», что прямо намекает на метамодернизм. В целом все работы были посвящены этой теме, но проекты, представленные в третьем зале, отражают скорее социальные изменения, волнения и эмоциональный фон людей в эпоху метамодернизма. Они иллюстрируют амплитуду противоположных человеческих чувств и соединяют их в единое целое.

Hypnotrochoid project

На METAXIS была представлена генеративная работа«Hypnotrochoid» основателя TRIBE Саши Коджо, в которой он отразил основной смысл метамодернизма – слияние несовместимого, и невозможность существования одного элемента без другого.

Hypnotrochoid project вдохновлен узорами спирографа, инструмента, который был изобретен для построения правильных кривых на чертежах для атомной бомбы. Однако он никогда не использовался для таких целей, зато на протяжении многих лет был самой популярной развивающей детской игрушкой. Тем самым спирограф заключает в себе разрушительный посыл и созидательное начало.

В основе Hypnotrochoid project лежит идея о тесной связи созидания и разрушения. Нельзя сотворить, не разрушив. Также нельзя изобрести новое, не опираясь на знания предшественников. Только достигнув баланса между отрицанием и принятием предыдущего опыта, художник может дать начало настоящему искусству

The Architecture of Consciousness

Виктория Волокитина в своем VR проекте “The architecture of consciousness” изучает эмоциональные грани и диапазон человеческих чувств и состояний. Их колебания между спокойствием существования и пиком тревожности, разницу между умиротворением, ощущением контроля над окружающим пространством и смирением.

From the Void

Элина Зазуля с помощью абстрактного визуала формирует образ виртуальной реальности.

The New Side of Emotion

Полина Меркулова  в своем проекте позволяет иначе взглянуть на достижения в области развития искусственного интеллекта, через призму его способности улавливать и распознавать человеческие эмоции. 

Абстрактная сеть и электрические импульсы, идущие по ней – нейронная сеть компьютера. Изначально система находится в стабильном состоянии, слабые импульсы проходят равномерно по всей сети, но когда человек улыбается, то состояние нейронной сети меняется. В результате можно увидеть, как именно искусственный интеллект интерпретирует полученный эмоциональный сигнал.

Pendulum

Проект Марии Кобяковой и Галины Корольковой отображает, что личность, развивающаяся в эпоху метамодернизма, постоянно находится между различными противоположными парадигмами, а главной точкой их объединения является сам индивид. Когда человек подходит к инсталляции он видит слово, а при приближении наблюдает совершенно противоположное.

Наша работа называется «Pendulum», в переводе «маятник». Мы считаем, что человек в эпоху метамодернизма является своего рода таким маятником. Его качает из крайности в крайность, от искренности до цинизма, от честности до лицемерия, раскрывая различные грани личности. И нет какой-то истины, нет какой-то неправды или лжи, все вместе это соединяется в одном маятнике и не конфликтует, являя собой один единый организм.

Synesthetic experience

Ксения Букшина и Александр Корольков представили кинетический мультимедиа синтезатор – новый инструмент для творчества, сеодиняющий с помощью технологий различные виды искусств и позволяющий приблизиться к опыту переживания синестезии.  

Действующему лицу предлагается стимулировать звуковые волны, путем движения рук в пространстве, в то же время трансформируя звуки в визуальные объекты. Зритель становится художником и одновременно соучастником произведения: благодаря колебаниям волны создаются синтетические аудиовизуальные объекты на стыке цифрового, предметного, технологического и художественного пространств.

The soul of the technological

«Душа технологического»Ксении Горлановой с художественной стороны показывает взаимопроникновение реального и виртуального за счет взаимодействия зрителя – действующего субъекта и виртуального объекта искусства. Проект тем самым ставит под вопрос саму природу реальности, в том числе и реальности зрителя, взаимодействующего с виртуальным произведением.

Фестиваль медиаискусства METAXIS продлится по 30 сентября и в его рамках будет проведено множество мероприятий различного формата: от мастер-классов, направленных на критическое осмысление метамодернизма, интенсивов, направленных на развитие практических навыков создания медиаинсталляций, до медиа хеппенингов и финальной масштабной выставки.

В статье использованы фотография Дмитрия Конькова (Dimension Link).

GIF-изображения сделаны Сашей Коджо на основе предоставленных видео от Елизаветы Ющенко.

Подписывайтесь на TRIBE в соц.сетях, чтобы не пропускать новости:

VK | TelegramInstagram

Back to Top